650-image004

Как управлять сотрудниками

 

Есть мудрая поговорка о том, что «один в поле не воин. В бизнесе это значит, что когда в задействовано больше людей, заработать денег можно однозначно больше. Но когда вы вдвоем, втроем или более — это уже толпа, которой нужен лидер. Кто-то один должен «рулить», а остальные выполнять поставленные задачи. В этой статье я хочу поделиться с вами своим личным опытом управления работниками в фирме.

Во-первых, руководить сотрудниками (даже одним помощником) — очень сложная задача. Несколько лет я развивал бизнес по оказанию юридических услуг и в моем подчинении всегда были пара юристов, помощник юриста, офис-менеджер и еще один-два сотрудника в разных направлениях.

Много лет назад я мечтал стать начальником. Но я абсолютно не представлял как это в реалии. Я думал, что буду сидеть в отдельном кабинете в кожаном, крутящемся кресле и раздавать указания и заслушивать доклады. Получив опыт управления и делегирования полномочий, сегодня могу сказать, что отчасти это действительно есть, я сижу в отдельном кабинете, в кресле, слушаю доклады моих работников. Но также я понял то, что руководитель должен делать много других сложных дел, о которых я не знал. А именно: я должен контролировать приход и уход работников с работы, что обязывает меня быть на моем рабочем месте раньше них, я должен знать больше них (иначе они расхолаживаются очень быстро), чтобы давать ценные подсказки в сложных ситуациях, я должен беспокоиться, чтобы работники трудились в достойных условиях (хорошие рабочие места, зимой тепло, летом — кондиционер, микроволновка, доставка воды в офис и т.п.), я должен защищать моих работников перед недовольными клиентами и «разруливать» конфликты (а это очень неприятное занятие!), я должен мотивировать работников к выполнению сложных и запутанных задач, я должен просчитывать на несколько ходов вперед то, чтобы в очередном отчетном периоде мои работники, да и я сам, не остались без зарплаты. Короче, управлять людьми оказалось очень тяжелым трудом! При этом хочу отметить, что такие плюсы начальника, как возможность попозже придти и пораньше уйти с работы, а также то, что я не обязан никому отчитываться куда пошел и когда приду и т.п. — отходят на задний план. За такую огромную ответственность это всего лишь маленькие б

онусы!

Во-вторых, это вопрос делегирования полномочий сотрудникам. Здесь без доверия никак! Чтобы доверять человеку, надо его хорошо знать, либо есть высокий риск делегировать серьезную задачу непонятно кому, провалив которую, можно получить массу неприятностей. При этом закон управления в бизнесе состоит в том, что без делегирования полномочий управлять фирмой невозможно! Просто не удержать в своей голове всех нюансов. Поначалу я пытался делать все сам, но скоро понял, что это верный путь к развалу бизнеса. Поэтому делегировать часть своих функций — необходимо.

 Я много ошибался, делегируя задания людям, которые меня подводили. Чтобы было понятнее, как это устроено, скажу, что в бизнесе, как правило, все сделки, договоры, покупки, транзакции совершаются покупателем с одной стороны и главным лицом компании — директором с другой. И если кассир или продавец, менеджер по продажам или торговый агент делает ошибку перед клиентом, все претензии обрушиваются именно на первое лицо! Мне лично пришлось выслушать в лицо и по телефону много неприятных претензий. 
В-третьих, руководитель — это профессиональный психолог. Ну, если не говорить про советские организации типа армии, полиции, иных госструктур, где навыки управления неактуальны и начальник тупо командует, принимает, увольняет по принципу «не нравится — уходи!». Так вот, в нормальном бизнесе орать на себя никто не позволит, ублажать личные прихоти начальника никто не будет. Здесь есть коллектив, который нужно сплотить, вдохновить и постоянно мотивировать на работу. Здесь важно уметь использовать принцип кнута и пряника. Мне, например, в своей работе приходится постоянно хвалить, подбадривать моих работников, ставить в пример друг другу. Это очень важно. Часто приходится просто посидеть и послушать, как работник устал и у него не осталось сил работать, успокоить, отпустить пораньше с работы или разрешить утром придти на пару часов позже.

 

Вообще, опыт управления в бизнесе привел меня к выводу о том, что надо ценить своих сотрудников. Я даже иногда им говорю: «Наша фирма — это и есть вы». Кстати, мудро управлять людьми легче, если использовать передовой опыт гуру управления. Так, много полезных фишек я взял у уважаемого бизнесмена Ричарда Брэнсона (книги «К черту все, берись и делай!», «Бизнес в стиле Virgin» и другие). Вот что он однажды сказал: «Давайте начистоту: хорошие люди не просто жизненно важны для бизнеса, они и есть бизнес! Найти их, управлять ими и вдохновлять, а затем держаться за них — одна из самых сложных задач, с которыми сталкиваются предприниматели. И от того, как вы справитесь с этой задачей, зависят процветание и рост вашего бизнеса».
Управляя фирмой, надо всегда помнить о том, что самая большая ответственность лежит на руководителе.  Вывод такой – быть начальником – это как призвание. Есть свою плюсы и свои минусы, свои радости и свои сложности. Да, зарплата (или точнее доход), скорее всего, существенно больше, чем у работников, зато работник свою зарплату получил и все выходные отдыхает и не думает ни о чем. А я продолжаю просчитывать риски и ломать голову о развитии фирмы, и прибылях и убытках и т.п. Как говорится, каждому – свое! Ну и главный вывод – управление – это искусство, ему нужно обучаться, и теории, и практике…

 

 

С уважением,

Кузин Андрей, бизнес-тренер.

Комментарии